По следам легенды: Сталинец, многофункциональный гусеничный трактор с Челябинского тракторного завода
Эта прочная машина типичных угловатых форм требовала твердой руки как в управлении, так и в обслуживании, но она была нерушимой, если вы позаботились об этом. Некоторые мобильные образцы 1970-х и 1980-х годов можно увидеть сегодня; заросшие и ржавеющие обломки полны в странах бывшего советского блока. Что это были за машины?
Вдохновение в Америке
Первый «stalinec» вышел из ворот Челябинского тракторного завода в 1933 году. Под обозначением S 60 (количество лошадиных сил под капотом) была произведенная по лицензии модификация американского гусеничного гусеничного трактора (SIXTY), а именно модель 1924 года. дизельный привод был продан на восток в конце 1930-х годов. S 60 был оснащен карбюраторным четырехцилиндровым бензиновым двигателем (OHV) объемом 18 474 см2, сжигая смесь бензина (так называемый «тяжелый бензин») или древесный газ. Его производство состоялось в 1933–1937 гг. Для этой изначально сельскохозяйственной машины был характерен большой топливный бак сбоку и отсутствие кабины, которая при необходимости была заменена навесом. Трактор S 60 имел вес 9,5 тонн, трехступенчатую коробку передач и механические тормоза. Со стандартным 390-литровым топливным баком пробег составлял около 75 км; затем скорость между 3,9 и 5,4 км / ч. Стоит запустить машину с небольшим бензиновым двигателем, который запускался вручную с помощью кривошипа. 16-литровый бензобак был также установлен над основным баком для вспомогательного запуска двигателя. Наибольший объем производства тракторов S 60 пришелся на Красную Армию; Благодаря отличной проходимости и высокой производительности на крюке, машины оказались особенно полезными в качестве артиллерийских тягачей.
Улучшенный S 65, представленный в 1937 году, был первым советским гусеничным дизельным трактором с квадратной кабиной. Вскоре после своего запуска машина завоевала престижный Гран-при на Парижской международной выставке. Четырехцилиндровый дизельный двигатель (OHV; 13 541 см2) с его собственным двигателем мощностью 75 лошадиных сил был запущен с 20-сильным двухцилиндровым бензиновым двигателем и давал 11-тонному двигателю скорость 7 км / ч. Кроме того, S 65 нашел работу в армии, как для тяговых работ, так и для аварийно-эвакуационных работ. В тандеме эти тракторы использовались, например, для буксировки сломанных танков Т 34.
Тракторы Stalinec можно увидеть в странах бывшего советского блока. Челябинская область, Россия (фото Арт Коновалова, shutterstock)
Послевоенные машины
Первые гусеничные тракторы в Челябинске, также появившиеся в большом количестве в Чехословакии, - это модели S 100 и S 60. Первая из них была впервые представлена в 1958 году, а ее тогдашняя большая новинка - запуск вспомогательного бензинового двигателя с электростартером. Типичным для S 100 является широкая кабина с скошенным ветровым стеклом и, в случае модификации бульдозера, также грабли для подъема лезвия по бокам машины. На шасси S 100 были созданы различные кузова, такие как мобильные буровые установки или комплекты для укладки гусениц. Меньший тип, S 60, старше (1946); лезвие приводилось в движение канатом лебедки с задней части машины; более поздние версии уже имели канатную дорогу в прочных трубах вдоль кабины, как и в случае с S 100. Оба этих трактора некоторое время имели удобную кабину, хотя (особенно в S 80) машинисту иногда приходилось стоять, чтобы увидеть рабочую поверхность. ,
Наиболее распространенными гусеничными тракторами, импортированными из SSR, были DT-54, DT-55, DT-75, Stalinec 80 и 100. Вы можете встретить несколько отремонтированных машин в Промышленном музее в Младейове, где они также расскажут вам более интересные. информация. В настоящее время есть тракторы DT-54, DT-75, S 100, T 100 M. Подробнее на www.mladejov.cz (фотоархив музея)
S 100 Технические характеристики
контроль
Советские гусеничные тракторы управлялись парой типичных высоких рычагов, называемых «помидорами». (от рычака = рычаг). При нажатии на правый рычаг правая муфта ремня отсоединяется, и левый ремень начинает обгонять. Затягивание ремня полностью тормозит ремень и вращает машину на месте. Более поздние модели имели только управление тормозами (ножные тормоза), рычаги управлялись только сцеплением.
Консервированные образцы
Благодаря широкому ассортименту мы можем найти многие из этих машин в нашей стране сегодня. Одной из таких уникальных особенностей является четырнадцатитонный бульдозер Т-100 М3, который был взят отцом и сыном Фиаловой из Высочины. Машина 1970-х годов была постепенно разобрана и отремонтирована, и сегодня она иногда выпускается. Например, в Рохозне, откуда она родом из Фиалы, она выкладывала снег на грунтовых дорогах. Как говорит Эдуард Фиала, Сталинец едет как танк, и он не останавливается ни перед чем. «Вот уже тридцать лет в кустах ты заливаешь топливо, едешь и едешь », - заключает он с улыбкой.
Что это были за машины?